«У людей забрали на два года мечту». Максим Марук о сборной, международных стартах, нововведениях

Белорусские пятиборцы возвращаются на международную арену. Они получили допуск к стартам в нейтральном статусе. С 5 по 10 марта в Каире проходит I этап Кубка мира, участие в котором принимают и представители нашей страны. Среди них Максим Марук, серебряный призер чемпионата мира и чемпион Европы среди юниоров. Месяц назад он выиграл Кубок страны по современному пятиборью в Гомеле и теперь намерен показать себя на международной арене среди взрослых спортсменов.

Максим Марук. Фото: социальные сети спортсмена
Максим Марук. Фото: социальные сети спортсмена 

В эксклюзивном интервью Metaratings.by пятиборец рассказал:

  • Как прошли два года без международных стартов
  • Об уровне белорусского пятиборья
  • Как сохранить мотивацию и не терять концентрацию
  • О своем отношении к нововведениям в пятиборье

– Максим, поздравляю с победой в Кубке страны. Какие впечатления от соревнований? И как можно оценить конкуренцию внутри команды?

– Очень высокий уровень в плане организации. Это у нас априори. В стране всегда проводятся соревнования на высшем уровне. Причем любые: детские, юношеские, взрослые. У нас это такой залог успеха: всегда все на высшем уровне.

В плане конкуренции внутри команды, здесь тоже все на высшем уровне. Потому что у нас одна из самых сильных сборных в мире, особенно в женском пятиборье. Но и не стоит забывать, что у мужчин тоже высокая конкуренция. У нас и олимпийцы есть: Илья Полозков, который ездил на Олимпиаду в Токио.

И сейчас подрастающее поколение в лице меня, в лице Евгения Орла и Владислава Островского, который попал в призы. И в целом у нас очень конкурентоспособная команда мужская. Состав может варьироваться, резерв есть. Поэтому конкуренция тоже на высшем уровне, не дают продохнуть. Постоянно приходится напрягаться и быть в обойме.

– Эти соревнования стали отборочными перед Кубком мира.

– Да. Это будет первое международное соревнование за два года. Так что напряжение присутствовало.

– Какой настрой на предстоящие старты?

– Настрой оптимистичный. И это ведь будет мой первый выезд на взрослые международные соревнования. До этого только был по юношам, по юниорам. Один раз выезжал на такой взрослый старт, но он был больше проходящий, чтобы попробовать. Но и это было два года назад. Не та позиция была, которая будет сейчас на Кубке мира. Здесь соберутся все сильнейшие, самые лучшие, так как это олимпийский год. Для меня это будет серьезная проверка.

– Мандраж присутствует?

– Мандража, наверное, нет. Волнение легкое, но это нормально. Я долго к этому шел. И плюс два года не выезжали. Интересно посмотреть уровень, поконкурировать с международными соперниками, посмотреть, как сейчас обстановка в мире, какой уровень. Пощупать это все. Хотя, конечно, мы щупать не собираемся, а замахиваемся сразу на высокие места. Но интересно, правда. Для меня это как первый старт будет. Мне прям жутко интересно. Наверное, вот сейчас, когда начал рассказывать, прогонять это все, мандраж все-таки появился. Но в любом случае мы готовы. Два года не выезжали…

На пьедестале с Ириной Просенцовой. Фото: БФСП
На пьедестале с Ириной Просенцовой. Фото: БФСП

– А как вообще прошли эти два года? Сложно было принять, что пока нет возможности выступать на международных соревнованиях? Все-таки, наверняка, вносило это в коррективы и в моральное состояние.

– Поначалу казалось, что это все будет в краткосрочной перспективе. Не ожидали мы, что будет настолько долго. Никто, наверное, не ожидал, что на целых два года нас оставят без международных выездов. Это такой сильный, достаточно большой промежуток времени простоя. Потому что мир всегда развивается и идет вперед во всех начинаниях, в спорте, везде.

Я, конечно, не думаю, что мы отстали сильно, но будет тяжеловато. Потому что надо адаптироваться, чуть-чуть, как я говорил изначально, почву прощупать. У нас плюс и программа поменялась в пятиборье. Мы еще не пробовали новый формат как таковой.

– Именно на международной арене, да?

– Да, на международной арене. У нас соревнования проходили тоже по новому формату, но все же из двух стран (Беларуси и России) не может набраться 90 человек. Я не могу сказать, что уровень чем-то отличается, что там, что здесь у нас очень сильные спортсмены, конкурировать все равно тяжело, особенно с Россией. Но, опять же, надо еще попробовать новый формат, потому что у нас программа в три дня. Это квалификация, полуфинал, финал. У нас же соревнования проходят два дня. И там будет, конечно, проверка себя на прочность. И главное – это проверку пройти. Быть физически готовым к этому испытанию.

– А как легче соревноваться? Три дня или два?

– Понимаете, дело не в том, что легче или нет. Тут главное попасть из квалификации в полуфинал. А уже из полуфинала надо попасть еще в финал. Надо пройти три стадии. Это будет достаточно тяжело. На Кубок мира приедете в районе 70 человек, и они будут бороться за попадание в 18. И это достаточно трудно, потому что раньше у нас никто не ездил по новому формату, он изменился после Олимпийских игр. И как раз в этот промежуток времени, как только начинался новый сезон, нас закрыли. И мы не попробовали этого. Мы не знаем, как это в три стадии выдержать три дня подряд. Если у нас еще есть день отдыха, то там такого не будет. Там придется каждый день выжимать из себя максимум.

– То есть даже для организма это что-то в новинку будет?

– Да, в любом случае это будет в новизну, придется задействовать все свои резервы, что есть. Так как это первый старт за два года, еще раз повторюсь, придется максимально, по максимуму себя выжать каждому из нас. И постараться дойти до финальной стадии, а там уже как сложится.

«Золото» молодежного ЧЕ в 2021 году. Фото: БФСП
«Золото» молодежного ЧЕ в 2021 году. Фото: БФСП

– А цели конкретные есть?

– Цели? Ну, смотрите. Этапы – это, скажем, предварительные соревнования к основным стартам. Основные старты – это чемпионат Европы, чемпионат мира и, соответственно, Олимпиада. За счет этапов можно набрать очки олимпийские и попасть на Игры. Поэтому каждый старт для нас, в нашей ситуации (то, что нас допустили) надо выполнить, по максимуму все выжимать. Главное адаптироваться к новому формату, потому что никто еще не пробовал, никто не знает, как это, что это. Все привыкли по-старому, где в 36 надо попасть, тут уже надо в 18. И при этом каждый день по максимуму выступать.

– В принципе, основная цель – это все-таки Олимпиада. Самый главный старт для любого спортсмена.

– Да, для каждого спортсмена. Еще плюс в нынешней ситуации. У людей забрали на два года мечту, а сейчас она опять, возможно, для кого-то станет осуществимой.

– Это станет дополнительной мотивацией и стимулом для наших спортсменов?

– Да-да. Я скажу, что за два года большинство спортсменов потеряло какую-то мотивацию и желание. Не знаю, говорить не могу. Я думаю, что это бьет по мотивации, по самочувствию. Конкурировать только внутри страны и с российскими спортсменами тоже надоедает. В любом случае международное соревнование – это интерес для любого спортсмена высокого уровня. Как себя проверить в первую очередь за столько лет? Ты столько лет отдаешь этому делу… И тут наконец такое произошло событие, что нас допустили.

– То есть вся команда, можно сказать, воодушевились, воспряла, да?

– Да, вся команда воодушевилась. Потому что у нас команда молодая, мужская. Только вот Илья Полозков, который на Олимпийских играх был, он самый, скажем так, ветеран. Уже очень много у него за плечами. Он, как старший товарищ, подстегивает, говорит, что надо попробовать, вкусить этот взрослый спорт. Это другое. Юношеские, юниорские – одна ступень, а взрослые соревнования – совсем другое. Каждый спортсмен, который доходит до взрослого уровня, должен попробовать ощутить вайб выступлений и проявить себя по максимуму.

– Вы говорите, что у нас относительно молодая мужская команда, но среди девушек очень много опытных спортсменок и чемпионок.

– Женская команда особо не поменялась. У нас две чемпионки мира. Ирина Просенцова – призер чемпионата Европы. То есть команда очень сильная.

– И вы же выступали в эстафетах и с Ириной Просенцовой, и с Анастасией Прокопенко. Получается перенять их опыт?

– Конечно, ты в любом случае берешь что-то от своего напарника, когда выступаете вместе. Смотришь за поведением, за тем, как настраиваться человек. Вы все-таки сливаетесь в одно целое, в одну команду. Когда ты выступаешь, например, с Анастасией Прокопенко, которая все выиграла в пятиборье, ты смотришь, наблюдаешь, берешь что-то. Но что-то даже можешь и сам подсказать, где-то помочь. Это же тоже как-то повышает уровень спортсмена, когда молодой спортсмен может дать какой-то совет опытному. Хотя в большинстве случаев это, конечно, когда опытный спортсмен тебе помогает.

У нас на две категории делятся спортсмены. Одни технические виды берут, другие – силовые. А третья – это, конечно, фантастические люди. Лично я знаю только одного такого. Это тоже представитель нашей страны в прошлом, Саша Лисун. Это, наверное, единственный человек, у которого есть все данные. Достаточно тяжело вместе собрать это все. Это получается только у достаточно опытных спортсменов. В нашем виде баланс найти между факторами техническими и физическими достаточно тяжело.

– Это данные от природы или уже приходит с опытом?

– Это с опытом приходит, я думаю, да. Найти баланс нужно уметь. Когда ты, условно, сильно бежишь, сильно плывешь, тебе тяжело даются какие-то технические виды спорта. Это фехтование, стрельба и конь. А кому-то, наоборот, легче даются технические виды, но при этом немножко отстают силовые. И когда ты начинаешь подтягивать одно, отвлекаешься от другого и идет такой разброс.

Но есть опытные спортсмены, у которых получается. Это, наверное, у нас как раз женская команда, которая может это сделать. И это Илья Полозков. Мы, молодые, к этому тоже идем. Раз на раз вроде получается, но опять же это все с опытом, с соревнованиями, но с таким международным опытом приходит. Потому что там ты, как ни крути, выжимаешь себя по полной.

Если выступая внутри страны и на Кубках Леднева, немного теряешь концентрацию, где-то можешь расслабиться, на международных соревнованиях, как ни крути, ты постоянно в обойме, супер сконцентрирован, и там это легче.

Соревнования по фехтованию. Фото: БФСП
Соревнования по фехтованию. Фото: БФСП

– Атмосфера тоже должна заряжать.

– Да, атмосфера решает! Определенно! И я уже забыл эти ощущения. Последний выезд два года назад. И даже почти три (на чемпионате мира по юниорам). Ты как с самолета выходишь, тебя как будто меняет. Ты вообще другой человек. Ощущение соревнований, предстартовый мандраж – это все уже другое. А тут, когда выступаешь, когда начались внутренние этапы, поначалу такое было, а уже с течением времени как-то подутихло.

Хотя наша страна и Россия делают все для того, чтобы у спортсменов не терялась мотивация и было желание. Соревнования у нас проводятся на высшем уровне. Особенно на Играх стран СНГ! Это вообще уровень межгалактический какой-то. Я даже на чемпионате мира, где был, наверное, не видел такого проведения соревнований. Сумасшедший уровень.

И финансово нас очень поддерживали на этапах Кубка Леднева призовые большие достаточно. Нам грех жаловаться. Только что не пускают на международные соревнования.

– За эти два года можно выделить какой-то старт или свое личное выступление?

– Я могу выделить весь свой прошлый сезон, потому что я был суперстабильным: и за пять стартов стал везде пятым. Шучу, конечно! А так, наверное, за два года это то, что я был второй на этапе Кубка Леднева. Это, наверное, самое высшее место. Просто в связи с травмами, с болезнями, с болячками всякими. И, опять же, не стоит забывать, что где-то, как я и говорил, расслаблялся, недооценивал соперников, думал, что все будет на легкой ноге. Не хватало концентрации и ощущения, что это серьезные старты. Хотя они были, правда, серьезные, но не хватает этой международной тусовки, где очень много стран, разные соперники постоянно. Этого не хватало. А все остальное всегда на высшем уровне. Все очень классно.

– А у вас какой самый сильный вид или самый любимый? Или, может, самый любимый и есть самый сильный?

– Да, у меня есть такое – это фехтование. Чемпионом страны по фехтованию я являюсь. Как в отдельном виде. Наверное, это мой самый любимый вид. Но вообще я всегда отвечаю, что пятиборье – это любимый вид. Потому что взять фехтование отдельно – да, это все круто. Но ты можешь быть не настолько оснащен технически, а быть уверен в себе и за счет этого выигрывать бои и набирать очки. У нас больше с психологической точки зрения подходишь к этому.

– И на каждый из пяти видом надо настроиться отдельно.

– Да, важно не потерять концентрацию. Потому что где-то устаешь, где-то еще что-то. Пять видов в день проходит и на каждый нужно отдельно настраиваться. Кому-то подходит разозлиться, а кому-то надо успокоиться. Сделать правильно свою работу и успеть вот в этот короткий промежуток времени перенастроиться, например, с бега на стрельбу. Концентрация внимания у нас в пятиборье – это самое важное. Надо быть постоянно сконцентрированным и постоянно перестраиваться.

Кто умеет перестраиваться, тому гораздо лучше. Так же и с лошадью. Ты не сядешь на лошадь, когда тебе на фехтование надо завестись, разозлиться где-то, если не получается. К лошади тоже надо найти подход. У нас только 20 минут времени для того, чтобы с ней познакомиться, наладить контакт, понять друг друга.

Два года прошли без международных стартов. Фото: БФСП
Два года прошли без международных стартов. Фото: БФСП

– И вот еще такой вопрос. После Олимпиады в Париже из программы пятиборья уберут конкур.

– Да. Я скажу даже больше, его уже как такового нет. Он есть только у взрослых, у кого есть лицензия на езду. Мы же проходим специальные тесты, которыми подкрепляется выступление. У нас только взрослые могут выступать на международных соревнованиях с конем. А юноши и юниоры уже выступают по полосе. На лошадях они уже не ездят.

– А какое отношение к этим кардинальным изменениям?

– Тяжело. Тяжело это принять. Я в 16 лет начал ездить на коне. И все время, на протяжении восьми лет ты уделяешь времени коню, а это нелегко. Это, наверное, самое тяжелое, потому что это колоссальный опыт, который надо получить, чтобы уже быть наездником. И чтобы не было никакого страха. Ты столько лет отдавать этому виду времени, коню и вообще в целом пятиборью в таком виде… А тут бац! И все меняется!

Я думаю, что для большинства возрастных спортсменов, что это будет последний сезон. Не все будут пробовать новый формат с полосой препятствий. Достаточно тяжело перестроиться, это надо большое количество времени потратить. Для молодежи, для молодых ребят – это да. На коне не ездишь, не тренируешь, а тренируешь полосу. А вот для возрастных спортсменов это уже удар, скажем так.

– Равно окончанию карьеры?

– Ну, возможно… Я не могу сказать, что это окончание карьеры. В любом случае найдутся люди, которые переборют себя. И я переборю. Но тут, понимаете, все выступление на соревнованиях упирается в коня. Это самый интересный вид, потому что тут может произойти все. Ты можешь быть первым, ты можешь лидировать с большим запасом, а потом не справиться с лошадью и стать последним. В этом прелесть пятиборья.

Конкур уберут из программы пятиборья. Фото: соцсети спортсмена
Конкур уберут из программы пятиборья. Фото: соцсети спортсмена

Я сам понял на своем горьком опыте, когда я поехал первый раз на чемпионат мира по юниорам. Я тогда шел лидером, но не хватало мне мастерства на коне, не смог справиться с лошадью. И все, я упал вниз таблицы. И уже там беги или не беги, никого ты не обгонишь. И это не лошадь виновата, это виноват всадник, потому что он не справился с управлением.

И в этом суть пятиборья! Где-то лошадь испугалась, где-то кто-то крикнул, где-то кто-то хлопнул. Все. Но при этом от лошади тоже мало зависит. В любом случае зависит все от тебя. Наверное, поймет это только пятиборец. Мы понимаем, что может произойти, а что не может. Это и было пятиборье.

– Теперь уже, получается, суть самого пятиборья меняется.

– Да, абсолютно верно. Просто сейчас все делается для того, чтобы вид был смотрибельным. Полоса препятствий, потом сразу же бег. Это будет достаточно быстро. Возможно, это интересно со стороны зрителя. А спортсменам… пока мне трудно сказать. Я не пробовал и не могу сказать. Думаю, что это мало кому из самих спортсменов нравится. Забирают крутой вид. Очень интересный.

– Время покажет, что из этого получится.

– Я надеюсь, что пятиборье не будет стоять на месте и будет развиваться, несмотря ни на какие трудности. Потому что вид это прекрасный. Лучше вида не найти, которые совмещают себе технические виды и силовые. Это очень классно.

Комментарии
Нет комментариев. Будьте первым!
Девушки в спорте